Как мы работаем?
Как только сформирована мотивация, меняется расстановка ролей: из «витринных» преподавателей, «заманивающих» в отрасль, мы становимся поставщиками конкретных знаний. С этого момента можно начинать выстраивать тактику и стратегию.
Тактика такова. У нас есть практикумы и теоретические занятия. Практикум — это решение задач «врассыпную» — на разные знакомые и незнакомые темы, чтобы дети не теряли форму; мы стараемся увести учеников от неправильного алгоритма «запомни — примени — забудь». Новые же темы проходятся на теоретических занятиях, где мы даем детям глоссарий — дабы они не путались в терминах, показываем типовые методы и теоремы и на примерах демонстрируем, как абстрактные вещи из новых тем превращаются в условия задач на настоящих олимпиадах.
После какого-то времени встает вопрос: нужны ли ребенку официальные успехи или же углубленная математика — это просто хобби. Если хобби — двух занятий в неделю достаточно. Если же хочется побеждать, то надо заниматься не меньше трех раз в неделю. Тогда это будут практикум, теория и подготовка под конкретную олимпиаду. На занятиях третьего типа дети решают задачи прошлых лет, прикидывают в каком порядке стоит выполнять задания. Это, кстати, всегда индивидуально: мы с ребенком смотрим, на чем он уже специализируется, надо ли полностью сделать ставку на какую-то тему или в этом году надо срочно прорешать две менее проработанные темы. Кроме подготовки к личным первенствам мы занимаемся и тренировками команд, но пока только в области программирования.
Очень важно просто по-человечески хорошо относиться к ребенку. Когда к нам приходит новичок, он попадает в группу с уже сложившимися иерархией, культурой, традициями. Мы стараемся втянуть его в этот круговорот, вывести на следующий уровень, на котором он уже почувствует себя частью сплоченного и дружного сообщества и «элитой» по сравнению с одноклассниками. Пока его сосед по парте с трудом решает задачи из стандартного учебника, он у нас за одно занятие получает огромный объем информации, о которой обычные школьники никогда не услышат, и становится увереннее в себе. И когда такой ребенок решает сложную задачу быстрее других, он не считает это за избавление от мучения, как на контрольной или ЕГЭ. Это его личный успех, и мы считаем, что полезно дать ребенку его полностью просмаковать.
Мы хвалим не только за правильное решение, но и просто за попытки, за то, что ребенок работает. Тогда дети повторяют те действия, за которые их похвалят, и сами воспитывают в себе определенные качества и навыки. Некоторые дома сами садятся и вместо школьного домашнего задания делают наше, потому что в одной школе за это всего лишь не будут ругать, в другой — может быть, поставят оценку, в третьей — вообще не обратят никакого внимания. У нас же самостоятельность ученика должным образом оценят те люди, чье мнение для него значимо. И это не одноклассники и не школьный учитель, который вчера ни разу к нему не подошел, а позавчера вообще незаслуженно накричал. Это будем мы — его проводники, и его товарищи.
Для себя мы делим детей на две категории — на быстрых и медленных. Быстрые на лету понимают материал, но через месяц могут не решить задачу, которую расщелкали без подсказок месяц назад. Медленным надо объяснять по 3-4 раза, заходить с разных концов, но они, единожды поняв, как решать задачу, больше этого не забывают.
К разным детям нужен разный подход. Они могут учиться в одной группе. Но кому-то нужны домашние задания, которые надо проверять, а кому-то — не нужны. Кого-то надо подталкивать, заставлять выходить к доске и проговаривать все, что ему объяснили, а кого-то достаточно спросить: понял? Если он кивнет, то можно успокоиться, потому что этот ребенок действительно все усвоил.
Важно приучать детей к разным стилям изложения, разным по личностным особенностям преподавателям, разным профессиональным точкам зрения. Наши ученики учатся получать максимум пользы из любого источника. Детям важно смотреть на разных преподавателей, а именно на их стиль, манеру подачи материала, видение предметной области.
Иногда хорошо пригласить крупного специалиста, профессионала порассуждать не о его области: ребенок может услышать именно те 2-3 предложения, которые резко поднимут его на уровень вверх. Туда, где он, получив еще более широкое видение, сможет еще раз окинуть взглядом всю подвластную ему математику и сделать выводы, которые помогут ему взглянуть в сторону новых задач.
Постепенно дети привыкают к рабочей атмосфере и позже сами приходят, говорят: я нашел новую задачку, не знаю, как решать. В этот момент можно считать, что наша стратегия реализована и достигнута большая цель — дети сами выходят за рамки, чтобы затем решать незнакомые задачи, лежащие за пределами их текущих знаний.