От и до: зачем нужна олимпиадная подготовка
Почему олимпиады стали нашей специализацией? Какое место олимпиады занимают в современном мире? Как и для чего мы учим детей? И почему вообще решили этим заняться?

Ответы на все эти вопросы, и не только — далее.
Общая ситуация в школах

В мире, поглощенном глобализацией, детям приходится нелегко. Конкурировать в огромном всемирном пространстве и так очень сложно — в разы же сложнее делать это, не имея топовых преподавателей и благотворной среды. Стоит ли удивляться, что у детей, в ранние годы еще желающих впитать знания и показать себя, довольно скоро угасает мотивация? Нет. И воскресить её внутри школьной системы сейчас, в один момент, в нашей стране почти невозможно. Почему?

Во-первых, из-за нехватки кадров. Большинство школ России не может соответствовать высоким стандартам прогрессивного мира именно из-за того, что иногда просто нет учителей. Низкие зарплаты дискредитируют профессию учителя в глазах современного общества. А для наших детей небольшая денежка и успех не вяжутся вместе, и большинство талантливой молодежи выбирает себе какую угодно стезю, но только не учительскую. И так последние 10-20-30 лет.

Во-вторых, из-за нездоровой ауры страха и ненависти вокруг системы образования и, в частности, госэкзаменов. За школьные годы на детей вываливается большой объем разрозненных знаний, которые в идеале предполагается продуктивно усвоить. Большинство ребят, ориентируясь на сдачу ЕГЭ и хорошо усваивая «правила игры», учатся быстро поглощать и воспроизводить только стандартизированные и ограниченные кусочки школьной программы. Им годами прививается факт, что тратить свое время, выходя за рамки требуемого, просто невыгодно.

Так мы получаем выпускников, которые не знают большей умственной работы, чем слепое выполнение предельно конкретных, хорошо знакомых и, к сожалению, уже и столь нелюбимых заданий.
Почему именно олимпиады?

Олимпиада — это выход из зоны комфорта. С помощью олимпиад воспитываются и выявляются лучшие профессионалы в различных областях науки, которые и будут создавать что-то действительно новое — творить прогресс.

Как же тогда учиться? Настоящая учеба состоит из нескольких параллельных процессов.

Во-первых, собственно процесс получения знаний. Это самое простое, источников — хоть отбавляй: школьные учителя, учебники, дополнительная литература, интернет-ресурсы и т.п.

Во-вторых, процесс обучения применению абстрактных знаний для решения новых задач. Здесь речь идет о развитии общих, системных навыков для правильного использования информации. Выложить как на духу все, что в голове, — это вовсе не решение проблемы. В настоящей жизни требуется сравнивать, анализировать, связывать и делать выводы, местами проявляя интуицию, строя гипотезы, рискуя.

И, наконец, самый сложный компонент учебного процесса — воспитание мотивации на рост за пределы требуемого. На какой уровень в итоге образование должно выводить человека? И что действительно выгоднее для школьника? Чтобы он никогда не забыл школьную программу? Или чтобы, оказавшись в незнакомой, невиданной ранее, не описанной в никаких инструкциях ситуации, он быстро смог найти самое эффективное решение? Жизненные обстоятельства могут измениться в любой момент, и побеждает тот, кто быстрее ориентируется.

Как воспитать мотивацию? Мы считаем, что самый эффективный подход — спортивный. Человек, по-настоящему увлекшийся спортом даже на полупрофессиональном уровне, осознает, что спорт придает ему сил. И неважно, чем он занят и где работает, на тренировках он выкладывается не за награду, а потому что ему это нравится, это его любимое дело. И это лучшая мотивация.

Предлагаемое нами решение — это подготовка детей к олимпиадам, которая является воплощением спортивного подхода в областях математики и программирования. Олимпиада — это выход из зоны комфорта. Для олимпиад высокого уровня составляются комплекты задач, которых никто никогда раньше не видел. С помощью олимпиад воспитываются и выявляются лучшие профессионалы в различных областях науки, которые и будут создавать что-то действительно новое — непосредственно творить прогресс.

При этом нам нравится поддерживать такую атмосферу, чтобы школьные предметы не становились ненавистными. Только в такой атмосфере ребенок не станет закрываться в себе, а захочет одерживать победы на официальных турнирах. Дипломы с которых, к слову, можно будет обменять на приятные бонусы, вроде поступления без экзаменов в лучшие вузы.

Сейчас в школах у нас по 2-3 выпускных класса, вузов в стране — около 2500. Через несколько лет школу будет заканчивать новое поколение детей, которые родились уже после демографической ямы суровых 90-х. К тому моменту вузов останется около 1500. Конкуренция будет жестокой. ЕГЭ вряд ли отменят, руководство топовых вузов и работодатели еще более явно, чем сейчас, будут отбирать себе не просто отличников, а именно олимпиадников. То есть, тех еще молодых, но уже профессионалов, которые будут не просто знать свою предметную область, а будут ее любить, будут испытывать удовольствие от решения сложных нестандартных задач, стремиться всякий раз находить наиболее эффективные решения, для которых постоянное развитие — это вполне естественно.



Почему мы этим занимаемся?

Мы чувствуем некую социальную ответственность перед республикой, и поставить на ноги альтернативное образование в своем регионе — это достойный вызов для нас.

Исторически сложилось так, что 80-90% финалистов российских олимпиад — это ученики конкретных всем известных специализированных школ, по большей части московских и питерских. Остальные 10-20% — продукт случайного стечения обстоятельств, самородки, воспитанники небольших периферийных учебных центров, подобных нашему.

Нам интересна олимпиадная подготовка детей, и у нас крайне веские причины вкладываться в качество нашей работы. Центр «Enter» появился, потому что у нас самих есть дети, для которых мы хотим самого лучшего будущего.

Мы чувствуем некую социальную ответственность перед республикой, и поставить на ноги альтернативное образование в своем регионе — это достойный вызов для нас. Мы хотим, чтобы наши ученики выигрывали российские и мировые олимпиады, поэтому даем максимум материала и стараемся воодушевить. К тому же мы умеем общаться с детьми и нравимся им. Не из-за того, что мы даем внешкольные темы и не потому что мы профессионалы недосягаемого уровня. Мы просто нравимся своим ученикам как люди.

Хотя профессионалами в своих областях мы, конечно, тоже являемся: чтобы преподавать, к примеру, программирование, лучше быть действующим программистом в хорошей форме.

Нужно быть адекватным человеком, нужно быть энтузиастом, нужно любить свое дело. Мы постоянно продолжаем расти сами, и с самого начала, со своих студенческих времен, мы с готовностью делились своими знаниями и опытом с младшекурсниками, старшеклассниками, своими и чужими детьми — организовывали тренировки, турниры, большие и маленькие олимпиады, школы, сборы — везде, где бы мы не оказались. И сейчас среди наших преподавателей много молодежи — наших же учеников — и местами ей проще найти общий язык со школьниками.

Иерархия в олимпиадах действительно чисто спортивная: связка из школьников — начинающих спортсменов, студентов — опытных спортсменов-разрядников и преподавателей — тренеров, отвечающих за стратегию подготовки. Здесь между всеми звеньями есть тот уровень доверия, который помогает максимально полно усваивать знания, и чем больше будет наше сообщество, тем скорее мы получим плоды в виде побед детей на официальных турнирах.
Главная мотивация для учеников

Первое и самое главное, что нам нужно сделать — заинтересовать школьника. По большому счету, на это уходит один-два года, и начинать лучше всего со второго или третьего класса. В этом возрасте дети еще на замучены школой, они с радостью и живостью воспринимают новые знания и просто смотрят, где это подается более интересно, сладко, удивительно.

Там где у ребенка успехи, туда он и идет. Первый год нужен для постановки мотивации, поэтому мы не давим — давление ни к чему дельному не приведет.

Ведь как натаскивают на ЕГЭ? Обычно дети и их родители, понимая, что этого не избежать, и накручивая себя, берут дополнительные занятия у репетиторов. И «лучшим» репетитором становится тот, который за малый отрезок времени вбил большее количество фактов. Но для человека неестественно делать что-то, если его заставляют. В итоге после экзамена ученик, год терпевший зубрежку не всегда и не вполне понятного ему материала, выплескивает из себя все, что помнит, и забывает это навсегда. И у него нет большей радости, чем сданный чертов ЕГЭ. Такое судорожное, лютое веселье от того, что пытки кончились, — это неправильно.

У олимпиадника такого нет. Олимпиада — это не мучение, не конец мучений, это лишь способ проверить свой уровень, посмотреть, что надо «прокачать», чему надо уделить больше внимания для того, чтобы в следующий раз выступить лучше. Олимпиада, в отличие от ЕГЭ, это не конечный пункт, после нее олимпиадник не говорит «всё, наконец-то с этим покончено». Это естественное мероприятие, после которого школьник будет работать дальше. Поэтому мы спокойно первое время уделяем постановке мотивации, давая столько знаний, сколько ребенок действительно может усвоить и связать в единую картину. Но поскольку даем мы умеючи, то и усваивается много. Например, те, кто занимался с нами программированием хотя бы 1-2 года, явно превосходят остальных в регионе.

В нашем учебном процессе нет ранжирования по оценкам. Тут нет двоек, в которые детей тыкают мордочкой, приговаривая «смотри, у тебя опять ничего не получилось». И нет пятерок, которые обычно означают «всё, ты уже можешь не стараться, ты всё равно лучше других». Для наших детей занятия — это увлечение, хобби. У нас здесь скорее клуб по интересам со своей атмосферой. Дети приходят и решают задачки, у кого-то получается лучше, у кого-то хуже. Но однажды наступает момент, когда дети начинают решать задачки дома, сами, летом, в каникулы, с утра пораньше, вместо похода в кино. У разных детей эта революция начинается в разное время, но для каждого этот момент означает, что та или иная область науки стала подлинным увлечением, делом жизни. Когда такой ребенок заявляет «Я — математик» — это звучит уже не наивно и смешно, это звучит искренне и вызывает зависть.
Как мы работаем?

Как только сформирована мотивация, меняется расстановка ролей: из «витринных» преподавателей, «заманивающих» в отрасль, мы становимся поставщиками конкретных знаний. С этого момента можно начинать выстраивать тактику и стратегию.

Тактика такова. У нас есть практикумы и теоретические занятия. Практикум — это решение задач «врассыпную» — на разные знакомые и незнакомые темы, чтобы дети не теряли форму; мы стараемся увести учеников от неправильного алгоритма «запомни — примени — забудь». Новые же темы проходятся на теоретических занятиях, где мы даем детям глоссарий — дабы они не путались в терминах, показываем типовые методы и теоремы и на примерах демонстрируем, как абстрактные вещи из новых тем превращаются в условия задач на настоящих олимпиадах.

После какого-то времени встает вопрос: нужны ли ребенку официальные успехи или же углубленная математика — это просто хобби. Если хобби — двух занятий в неделю достаточно. Если же хочется побеждать, то надо заниматься не меньше трех раз в неделю. Тогда это будут практикум, теория и подготовка под конкретную олимпиаду. На занятиях третьего типа дети решают задачи прошлых лет, прикидывают в каком порядке стоит выполнять задания. Это, кстати, всегда индивидуально: мы с ребенком смотрим, на чем он уже специализируется, надо ли полностью сделать ставку на какую-то тему или в этом году надо срочно прорешать две менее проработанные темы. Кроме подготовки к личным первенствам мы занимаемся и тренировками команд, но пока только в области программирования.

Очень важно просто по-человечески хорошо относиться к ребенку. Когда к нам приходит новичок, он попадает в группу с уже сложившимися иерархией, культурой, традициями. Мы стараемся втянуть его в этот круговорот, вывести на следующий уровень, на котором он уже почувствует себя частью сплоченного и дружного сообщества и «элитой» по сравнению с одноклассниками. Пока его сосед по парте с трудом решает задачи из стандартного учебника, он у нас за одно занятие получает огромный объем информации, о которой обычные школьники никогда не услышат, и становится увереннее в себе. И когда такой ребенок решает сложную задачу быстрее других, он не считает это за избавление от мучения, как на контрольной или ЕГЭ. Это его личный успех, и мы считаем, что полезно дать ребенку его полностью просмаковать.

Мы хвалим не только за правильное решение, но и просто за попытки, за то, что ребенок работает. Тогда дети повторяют те действия, за которые их похвалят, и сами воспитывают в себе определенные качества и навыки. Некоторые дома сами садятся и вместо школьного домашнего задания делают наше, потому что в одной школе за это всего лишь не будут ругать, в другой — может быть, поставят оценку, в третьей — вообще не обратят никакого внимания. У нас же самостоятельность ученика должным образом оценят те люди, чье мнение для него значимо. И это не одноклассники и не школьный учитель, который вчера ни разу к нему не подошел, а позавчера вообще незаслуженно накричал. Это будем мы — его проводники, и его товарищи.

Для себя мы делим детей на две категории — на быстрых и медленных. Быстрые на лету понимают материал, но через месяц могут не решить задачу, которую расщелкали без подсказок месяц назад. Медленным надо объяснять по 3-4 раза, заходить с разных концов, но они, единожды поняв, как решать задачу, больше этого не забывают.

К разным детям нужен разный подход. Они могут учиться в одной группе. Но кому-то нужны домашние задания, которые надо проверять, а кому-то — не нужны. Кого-то надо подталкивать, заставлять выходить к доске и проговаривать все, что ему объяснили, а кого-то достаточно спросить: понял? Если он кивнет, то можно успокоиться, потому что этот ребенок действительно все усвоил.

Важно приучать детей к разным стилям изложения, разным по личностным особенностям преподавателям, разным профессиональным точкам зрения. Наши ученики учатся получать максимум пользы из любого источника. Детям важно смотреть на разных преподавателей, а именно на их стиль, манеру подачи материала, видение предметной области.

Иногда хорошо пригласить крупного специалиста, профессионала порассуждать не о его области: ребенок может услышать именно те 2-3 предложения, которые резко поднимут его на уровень вверх. Туда, где он, получив еще более широкое видение, сможет еще раз окинуть взглядом всю подвластную ему математику и сделать выводы, которые помогут ему взглянуть в сторону новых задач.

Постепенно дети привыкают к рабочей атмосфере и позже сами приходят, говорят: я нашел новую задачку, не знаю, как решать. В этот момент можно считать, что наша стратегия реализована и достигнута большая цель — дети сами выходят за рамки, чтобы затем решать незнакомые задачи, лежащие за пределами их текущих знаний.

Наши ученики — кто они?

К сожалению, мы не можем спасти всех детей. Мы изо всех сил стараемся заинтересовать своих учеников, но получается не всегда, и чаще всего такое случается со старшеклассниками, многие из которых за руку приведены к нам бабушкой, чтобы «на улице не болтался». Эти дети долго «терпели» систему, и теперь они просто ненавидят образование в целом. В таких запоздалых случаях мы уже ничем помочь не можем.

Чем раньше ребенок начинает — тем выше у него шансы получить в олимпиадах официальное признание. Если начать заниматься с восьмого класса, есть риск не успеть победить Москву и Санкт-Петербург. В пятом классе шансы гораздо выше, а если начать во втором-третьем, то можно получить вполне осязаемое преимущество перед столичными олимпиадниками из лучших специализированных физико-математических учебных центров! В том числе потому, что таких детей к их 7-8 классу такие центры сами будут отрывать с руками. Получив системное понимание области, взрастив в себе дикую мотивацию с нашей помощью, этот школьник будет представлять собой уже самостоятельную боевую единицу, получит приглашение на учебно-тренировочные сборы международников, где делиться с ним своим видением будем уже не мы, а непосредственно авторы задач «Всероса» (Всероссийской олимпиады школьников) и тренеры российской сборной.
Резюмируем, для чего это все?

У нас есть две сверхцели.

Первая сверхцель — сделать так, чтобы наши ученики могли реализовать себя в любой области. Спортивный, олимпиадный подход является лучшим способом сформировать самостоятельного во всех смыслах ребенка. Такие дети будут востребованы всегда и везде, и в будущем легко найдут себе лучшее место для учебы, работы, жизни.
Вторая сверхцель — отладить в нашей республике механизм именно системной поставки призеров олимпиад высокого уровня по всем предметам. Мы хотим, чтобы Бурятия надежно вошла в топы олимпиадного движения и закрепилась там.

Мы хотим создать сообщество успешных «спортсменов», которые друг для друга будут родными людьми и для которых «мы вместе тренировались» будет чем-то действительно ценным. В этом сообществе должна царить особая атмосфера и определенная система ценностей. Мы верим, что именно наши ученики будут входить в состав будущей интеллектуальной элиты Бурятии, России, мира.